Происхождение камей

Камея - это ювелирное изделие, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине.
Камеи известны с 4 века до нашей эры. Родиной камей считается Александрия. О происхождении слова "камея" существует множество версий. Некоторые думают, что слово "камеи" происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus или от итальянского chama (морская раковина), итальянского "cammeo" - резной камень,во французском языке слово camaheu, camaieul, по-гречески – драгоценность– было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.
Первые камеи вырезали из многоцветного сардоникса и яшмы, позже стали использовать аметисты, топазы, изумруды. Cреди аристократов древнего мира иметь собственную дактилиотеку (коллекцию резных камней) считалось вопросом престижа. Древние мастера знали приемы рельефной резьбы, но использовали её сравнительно редко, и камень был одноцветным. Первые создатели камей из полихромного сардоникса -это резчики из Александрии.
Во времена ренессанса ( в 17-18 веках) искусство камеи достигло наивысшего расцвета. В наше время камеи считаются эталлоном классической красоты и вкуса. Лучшими мастерами, изготавливающими камеи, считались итальянские мастера. Национальные школы глиптики (глиптика (греч.) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, известное с древнейших времён) во 2-й половине 18 века появились во Франции, Германии, Англии и Австрии.
При изготовлении камей используют различные материалы. Обычно для фона используется более тёмный материал, на него накладываются слои резного изображения из более светлого материала. Этим достигается контрастная рельефность, выделение изображения.
Идеальный материал для изготовления камей - агат, имеющий  толстые и ровные слои различной расцветки (сардоникс). Но  в природе редко встречаются крупные куски агата с правильным чередованием ровных светлых и тёмных слоёв.
В  коллекции камей Эрмитажа самой знаменитой является "Камея Гонзага" из трехслойного агата с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II работы неизвестного мастера 3 века до нашей эры. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году: "большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини". До 1630года камея находилась в собрании герцогов Гонзага. Потом она неоднократно меняла своих хозяев. Так, при папе Пие VI она находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 г. бывшая жена Наполеона Жозефина подарила её русскому императору Александру I. Самая крупная античная камея находится в кабинете медалей в Париже и датируется 1-ым веком нашей эры. На чёрно-белом агате размером 31 на 26 см. изображено более 20 персонажей.
Коллекционирование античных камей было одним из увлечений Екатерины II. Свою страсть к собирательству камей Екатерина называла "камейной болезнью". После революции были национализированны собрания камей Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых и переданы в Эрмитаж.
В нашем интернет-магазине авторских украшений ручной работы представлены серьги с камеями, комплекты украшений с камеями: серьги, подвеска, кольцо и броши с камеями. Авторское украшение с камеями, выполненное в единственном экземпляре, будет великолепным подарком для любого случая.

Советы по уходу за бижутерией

Те, кто считает, что бижутерия это дешевый товар, ошибаются. Качественная бижутерия стоит столько же, сколько золото высокой пробы. Подтверждение этому история Даниэля Сваровки, того самого ювелира, который придумал огранять стекло, как натуральные драгоценные камни. Теперь кристаллы Сваровски стоят приличных денег.  Бережное отношение к авторской бижутерии ручной работы позволит носить украшения долго в первоначальном виде. Это относится к изделиям со вставками из кристаллов Сваровски, чешского, венецианского стекла, натуральных поделочных камней, жемчуга. Бижутерия с элементами из качественного бисера тоже служит долго.

Подробнее...

Украшения из натурального жемчуга

Название жемчуга произошло от латинского слова "pernula" - морская раковина. Слово "жемчуг" происходит от китайского "чженьджу", арабского "зеьчук", татарского "зеньджу". Жемчуг это драгоценный камень органического происхождения ( жемчужины содержат приблизительно 86 % карбоната калия, 12% комхиолина и 2% воды). Он вырабатывается пресноводным моллюском при попадании в него инародного тела. Украшения из жемчуга привлекают внимание своей соблазнительной формой, символизирующей элегантность и естественную красоту. В наше время культивированный жемчуг по популярности соперничает с бриллиантами, изумрудами и рубинами. Сейчас на рынке преобладает культивированный жемчуг - выращенный с помощью человека. Человек вставляет перламутровую частичку - ядро в тело моллюска (устрицы), и процесс образования жемчужины продолжается так же, как при формировании натуральной жемчужины: устрица начинает покрывать его такими же слоями натурального перламутра, как и в случае с природной жемчужиной.

Подробнее...

Форма огранки камней, Разновидности и значение.

Различают три класса огранки: кабашон, фасеточная, смешанная. Кабашон — это обработка камня без граней, в виде правильной выпуклости на плоском основании (форма «застывшей капли свиного сала»). Такая огранка наиболее древняя, так обрабатывали камень на Востоке и в средневековой Европе. Она наиболее подходит для украшения предметов религиозного культа. Обработанный таким образом камень сосредоточивает свет в себе и способствует концентрации и сосредоточению духовных сил человека.

Подробнее...

Ювелирные украшения в Викторианском стиле

Викторианский период в истории Англии можно считать одним из самых значимых (1837—1901 гг). Это период царствования королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии Виктории. Это период расцвета науки, религии, развития инфракструктуры, строительства железных дорог.
Отсутствие значительных войн (за исключением Крымской) позволило стране интенсивно.
В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма.
Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия.
Виктория (Александрина Виктория) пробыла на троне более 63 лет — больше, чем любой другой британский монарх. Первое имя — Александрина было дано ей в честь ее крестног - русского императора Александра I.


Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией и периодом наибольшего расцвета Британской империи.
Многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими династиями Европы и усилили влияние
Великобритании на континенте (её называли «Бабушкой Европы»). Виктория жила счастлива в браке со своим кузеном принцем Альбертом, у них было 9 детей, но в возрасте 42-х лет она овдовела и последующие 40 лет правила в статусе вдовствующей королевы.

 


Она глубоко скорбила по поводу утраты мужа, всю оставшуюся жизнь носила черное платье и по утрам раскладывала его вещи, а вечером убирала их. Написала две книги воспоминаний о муже. Вела уединенный образ жизни.
Эта трагическая любовная истроия нашла свое отражения и в ювелирных украшениях. Вся Англия сочувствовала молодой королеве. В моду вошли черный, лиловый, бордовый цвета.


Медальоны с портретами, камеи, филигрань. Викторианский стиль представлял собой смешение элементов из целого ряда стилевых направлений: романского стиля, готики, рококо, классицизма, ампира, включая арабески и азиатские мотивы.
Украшений было много, однако единства в них не было. В начале правления королевы Виктории популярны были золотые украшения, в средний период, когда она овдовела, в ходу были ювелирные изделия с черными камнями - ониксами и др.
Жесткие моральные нормы английского общества, препятствующие свободному общению мужчин и женщин, способствовали распространению символизма и сентиментализма в украшениях.
Например, сердца, голубки, купидоны – символы любви еще со времен средневековья, морской якорь – знак надежды, змеи, захватывающие свой собственный хвост, символизировали вечную любовь.
Что интересно, цвет камня выбирался не случайно, первые буквы его названия соответствовали имени возлюбленного.
Из за эклектики, царившей во всем: в архитектуре, интерьере, экстерьере и украшениях - викторианский стиль подвергался резкой критике со стороны художников и творческих людей своего времени, однако, в наши дни, это один из самых популярных стилей. Из антикварных камей наиболее ценны белые на черном фото агатовые или ониксовые. А из сердолика, сардоникса и раковин доступны по цене, но тоже могут выглядеть очень достойно. Кроме того, антикварные камеи начала и середины XX века, сделанные из стекла или другой имитации камня  - это совсем не те камеи (ширпотреб) из пластики, которые можно сейчас встретить на каждом углу.

На фото примеры работ в Викторианскоим стиле. Работы не мои, и я точно такие делать не планирую. Фото дано, просто,  для примера.

Готовлю коллекцию украшений в Викторианском стиле. Это будут ювелирные украшения с  антикварными камеями в серебре или в наполненном золоте, а, возможно, что и в винтажной бронзовой оправе (?) и серебрянные кольца с камнями, выполненные в филигранной технике. Планирую успеть подготовить к продаже коллекцию до Нового года. Поэтому ни за какие-либо индивидуальные заказы сейчас не берусь.