Из истории ювелирных украшений

Мужчины и женщины носили украшения ещё 75 тысяч лет до нашей эры. На протяжении тысячелетий, ювелирные изделия различны стилей и материалов развивались в ногу с достижениями цивилизации. От каменного века до эпохи бронзы, железного века и до промышленной революции стили изменялись, совершенствовались и неоднократно возвращались к их исходным формам и основным элементам.

Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю человечества. Первые драгоценности были обнаружены в древних захоронениях, насчитывающих примерно 20 000 лет.  Это были украшения из обработанных раковин, ожерелья из кости. В более позднее время драгоценные камни применялись как символы божественной и земной силы и власти, талисманы, защищающие от несчастий. Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие декоративных искусств.

Резьба по полудрагоценному камню жадеиту была распространена в Китае еще 4500 лет назад. В это же время шумерские и египетские ювелиры изготавливали сложные украшения из лазурита, сердолика, бирюзы, аметиста, граната. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже - в Средние Века. Мастера-ювелиры умело использовали многообразие цветов различных слоев камня. По сути, ювелирные изделия всегда оставались украшением, являющимся символом любви, религии, имущественного положения, престижа, ранга, класса, а иногда и власти.

В конце 18 века появились кольца с живописными эмалевыми портретами. В 19 веке носили кольца с миниатюрами, камеями. Перстень с драгоценным камнем, закрепленным в гнезде, как в лапках жука назывался жуковиной по египетской традиции изображения жука-скарабея на перстнях и печатках.
По легенде, после того, как Прометей был прикован к скале за помощь людям, он стал носить кольцо как часть оков, как символ памяти.

В разных странах были свои обычаи ношения колец. В Древнем Риме носили по 5-6 штук на каждом пальце. В 17 в. в Англии их также привязывали тесьмой к кистям рук, пришивали к одежде, носили на шее на шнурке. В Германии кольца нашивали на шляпу.
Духовенство ценило кольца с "небесный" синий сапфиром. Перстни служили печатями. Некоторые считали кольца в виде значков амулетами физической и духовной защиты, носителями магии и сверестественной силы.
В первые века нашей эры, кольца из тонкого железа надевали невестам в Риме. В 1475, в Италии, когда Констанцо Сфорца подарил своей невесте Камиле бриллиантовое кольцо в знак их помолвки появилась традиция дарить бриллиантовые обручальные кольца.

Во многих культурах, в разные времена, ювелирные украшения и ювелирные изделия бусины были использованы в качестве валюты. В 1916 году, знаменитый ювелир Жак Картье обменял два жемчужные ожерелья на участок земли в Манхэттене - где он открыл свой первый магазин.

Драгоценные металлы, камни, жемчуг, бисер несли разный смысл в зависимости от эпохи и культуры. Любовные жетоны, медальоны, содержащие портрет или фрагмент волос, викторианской струи траура в ювелирных изделиях, бирманские рубины имплантированные под кожу для защиты воинов в бою. В разных частях земного шара было принято прокалывались различные части тела, для ношения ювелирных украшений.
В Индии экстравагантные украшения носили женщины по всему телу от головы до пят.

В истории развития ювелирного дела России можно выделить следующие этапы: ювелирное искусство Киевской Руси, Руси в XVI-XVII вв., ювелирные украшения XVIII, XIX вв., ювелирное искусство советского периода и современное . Центрами русского ювелирного творчества  были Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Урал, Великий Устюг, Москва, Санкт-Петербург. Мастера ювелирного дела Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой и перегородчатой. Для этого времени характерны такие изделия, как колты, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны - шейные украшения в виде обруча, подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. Успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота.
 
Основной мотив орнаментации изделий - явно стилизованные растительные формы. Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился и в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII вв., хотя в их размерах, декоре ярко отразились изменения условий жизни и быта русских людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени, чем раньше, отображали характерные черты своего времени (значительно меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание). Начало второй половины XVII в. для мастеров-ювелиров России ознаменовалось открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья. В 1688 г. искатель руд Михайло Тумашев нашел на Урале в районе бывшего Мурзинского острога самоцветные камни: агат, топаз и др. Вскоре были открыты месторождения многих других драгоценных и полудрагоценных камней, которые стали широко применяться в ювелирном деле. Причем в XV - XVII вв. самыми модными самоцветами были необычайно яркий и нарядный своей зеленью изумруд, а также вишнево-красные альмандины и алые как заря рубины и шпинели. В те времена ювелиры любили украшать свои изделия эмалями яркой, насыщенной палитры, повторяющей гаммы расцветок драгоценных камней. 

В 21 веке возобновилась древняя традиция и  взяла новую высоту – украшать себя от волос до пят,  и на этот раз абсолютно везде!